Упражнение 11. Легкий способ избежать скандала. Как использовать свое внимание?

фокус внимания,переключение внимания

Это упражнение поможет вам:

  • Уберечь себя от неприятных эмоций там, где проявление сильных чувств неуместно или не стоит того. Мы не всегда можем ответить человеку на его слова или поведение так, как нам хочется. Иногда, в силу его возраста, в семье, это чаще всего случается с тещей или свекровью. Либо если человек выше вас по положению, например, начальник на работе. Либо если ситуация уже произошла, а мы о ней только что узнали и отвечать партнеру напрямую уже поздно. Но эмоции возникают, мы реагируем и проваливаемся в негатив, например, злимся, раздражаемся и следовательно зря портим нервы по пустякам.
  • Предупреждать конфликты, не доводить до ссор или скандалов, по крайне мере в той части, которая зависит от вас.
  • Осознать, что на самом деле происходит и использовать это знание в мирных целях. Наша нервная система так устроена, что мы реагируем очень быстро и не успеваем даже толком заметить, на что именно.
  • Получить реальное доказательство того, что меняя только свою реакцию, вы меняете к лучшему отношения в целом.
  • Если нет времени копаться в причинах, что и почему нас цепляет, и кто кому в этой ситуации «зеркало», то это упражнение - прекрасный способ быстро управиться с нашим вниманием так, чтобы оставаться спокойным в тех ситуациях, где раньше вы нервничали и переживали.

Результат – вы спокойны и уверены в себе, управляете собой и ситуацией, развиваете гибкость восприятия, можете быстро переключать внимание, и не зависаете в негативе по пустякам. Заманчиво? Тогда – за дело!

План действий:

1. Берем ситуацию, которая часто возникает и вызывает негативные и неуправляемые эмоции.

Например, в паре оба партнера работают, но жена работает по графику 2 через 2, и в те дни, когда она дома, готовит завтрак своему мужу. Казалось бы, чудесный пример заботы о своем партнере. Однако, муж часто раздражается и злится на жену в эти утренние часы перед завтраком, доходит до того, что он уходит без завтрака, хлопнув дверью. В итоге накопление обид и непонимания между ними.

2. Рисуем линию
3. Раскладываем ситуацию по этой линии, отвечаем для себя на вопросы:

  • что происходит в этой ситуацииоказывается, когда они просыпаются и начинают день, все идет хорошо и спокойно, они разговаривают о том, о сем, и ничто не предвещает беды. Сложности начинаются, когда жена уходит на кухню, готовить завтрак. Они по-прежнему продолжают переговариваться о чем-то.
  • куда направлено мое вниманиебольшая часть внимания мужа направлена на звуки, доносящиеся с кухни
  • на что я реагируюв какой конкретно момент появляется негативная эмоция – оказалось, что раздражение и гнев муж проявляет, когда слышит с кухни призыв завтракать.

4. Определяем «точку невозврата» - это такая точка, после прохождения которой, ты уже не владеешь собой: раздражаешься, кричишь, топаешь ногами, в общем, себе не принадлежишь, эмоции захватывают и в итоге конфликт либо с собой, либо с партнером.

В нашем примере, оказывается, что бурную реакцию вызывает именно зов с кухни, до этого все более-менее спокойно.

5. Теперь начинаем, как бы смотреть фильм об этой ситуации в обратном направлении, что происходит до «точки невозврата»? Продолжаем раскладывать свою реакцию на микроэлементы, чтобы осознать, что с нами происходит. Определяем, в каком канале нашего восприятия возникает негативная эмоция, на что именно мы реагируем:

  • Аудиальный - реакция на слова, тон, громкость голоса и тп.
  • Визуальный - реакция на выражение лица, позу, жесты и тп.
  • Кинестетический - реакция на неприятные ощущения, резкие запахи, слишком близкую дистанцию, до вас дотрагиваются или трогают ваши вещи без разрешения и тп.
  • Дигитальный – вам говорят абсолютно нелогичные, противоречивые вещи, делают выводы на основании глупых посылок и тп.

В случае с перепалкой на кухне, очевидно, что дело в том, что человек слышит. Оказывается, жена, видя, что муж опаздывает и, желая, чтобы он успел поесть, зовет его завтракать на повышенных тонах, да еще и командирским голосом, говоря что-то вроде: «Быстро за стол! Все стынет! Не отпущу без завтрака!».

Вроде безобидные слова, но у человека они вызывают воспоминание о подобных ситуациях в родительской семье, а вслед за ними всплывают гнев, раздражение, желание нагрубить, сделать наперекор. В результате он взрывается и хлопает дверью.

6. Теперь «отмотаем пленку» еще немного назад, между точками «все пока спокойно» и «точкой невозврата». Это то место в нашей ситуации, где мы еще управляем собой. Именно здесь в нашей власти сознательно переключить свое внимание в другой канал восприятия, направить свое внимание в любое другое русло, кроме того, в котором получили негатив.

В нашем примере, этот те минуты, когда жена на кухне и по ароматам с кухни понятно, что завтрак вот-вот будет готов, но она пока не зовет.

7. Теперь попробуем представить свою ситуацию и прожить ее с новым фокусом внимания, в другом канале восприятия. Хорошо сделать это несколько раз, переключаясь в разные каналы. Это даст вам больше гибкости и свободы выбора в нужной ситуации.

В нашем примере, в те моменты, пока жена на кухне муж сознательно переключался в визуальный канал, то есть вспоминал, рисуя перед своим внутренним взором картины тех моментов, когда им с его милой было хорошо вместе, будто вновь переживая эти приятные моменты. И все время до своего прихода на кухню держал эти «картины» у себя перед глазами. Физически, он слышал все те же слова партнерши, но пока его внимание было на этих внутренних приятных образах, реакция на голос не возникала, либо была как легкий бриз по сравнению с цунами обычной реакции.

Вторым вариантом переключения внимания был выбран кинестетический канал, внимание на ощущениях. Ведь в то время, пока жена была на кухне, муж как раз одевался, собираясь на работу. И мог сконцентрировать свое внимание на ощущениях тела, удобно ли ему в этой рубашке? Не слишком ли жмет ремень брюк, достаточно ли свободно завязан галстук.

Третьим вариантом стало переключение внимания в рамках одного канала – аудиального. Помните, в первом варианте мы переключались на визуальные внутренние картинки? Каждый канал имеет как внешний фокус – звуки, вид предметов, ощущения тела, так и внутренний – внутренний диалог, внутренние взор, внутренние ощущения. В нашем примере человек переключил фокус внимания с аудиального внешнего, на аудиальный внутренний – то есть, когда жена уходила готовить завтрак, он начинал напевать про себя любимые мелодии, слушал сам себя, экспериментировал, пробовал взять «выше» или «ниже». Это поглощало его внимание, и на кухню он являлся в приятном расположении духа. В результате день у обоих начинался прекрасно!

Теперь вы во всеоружии и готовы к анализу и выбору нужных фокусов внимания для себя!

Трудно сделать упражнение самостоятельно? Мы с удовольствием поможем вам! Запишитесь на консультацию, позвоните +7 (992) 777 51 77 или напишите нам office@cr-coach.ru

Успехов вам!

И берегите друг друга!

Понравилось упражнение?
Подпишитесь на наши обновления и получайте интересные материалы на почту!
Не беспокойтесь, мы тоже не любим навязчивость. В любой момент вы сможете отписаться по ссылке из письма.


Комментарии

Ваш комментарий может стать первым.