Упражнение 73. Развитие эмпатии через активное слушание
Несмотря на обилие и разнообразие информации о развитии эмпатии с ней по-прежнему какая-то беда. Почему-то это качество остается малопривлекательным и не таким ценным, полезным и желанным для себя, как, например, целеустремленность.
Это удивительно! Какую область нашей жизни ни возьми везде есть отношения. В семье - с близкими, любимыми, детьми, родителями. На работе - с коллегами. Качество близких отношений или эффективность рабочих - зависит от того, КАК мы общаемся.
Человек, с которым вы общаетесь, проявляя эмпатию, чувствует, что вы его слышите, искренне интересуетесь им, сопереживаете, стараясь узнать именно его мир, у него появляется ощущение безопасности и спокойствия. В результате он начинает вам доверять. А доверие - базовый элемент для создания качественных и отношений. Вам самим потом будет проще и легче общаться или работать с этим человеком.
Но в реальности, когда с нами кто-то пытается пообщаться (любимый, ребенок, коллега), слова собеседника запускают в нас наши собственные чувства, и мы оказываемся в ловушке.
Мы начинаем принимать его слова на свой счет, оцениваем полученную информацию. Даже если и не говорим этого вслух, то мысленно делим все на хорошее или плохое, вкладываем свой смысл в слова другого. Возникает желание отвлечь человека от его проблем, часто путем перетягивания одеяла на себя «у тебя-то что, а вот у меня…» или ребенку часто говорят «разве это такое уж горе…»
Умение слушать – это талант. Хотите эффективности от общения – придется развивать активное слушание, а там и эмпатия подтянется, если с этим качеством пока трудности. Можно ли этому научиться? Конечно, да! И это совсем не пассивное действие, а очень даже активное. Что для этого нужно:
- Заметить, что к вам обратился человек, чтобы что-то рассказать. Чем это ценно для вас?
- Какое-то время просто слушать, давая пространство для рассказа.
- Хорошо бы еще держать связь чувством благодарности за его открытость вам.
- Замечать моменты, когда вы скатываетесь в догадки и домысливания смысла сказанного другим человеком.
- Замечать, когда вы начинаете высказывать свои догадки и заполнять непонятные вам места в рассказе из своего воображения, наполнять своими словами и своим смыслом
Если заметили у себя п.4 и 5 - это прекрасно! Самое сложное - заметить свои домысливания. Вот полезные вопросы к себе, чтобы отвлечь себя от собственных трактовок и сделать общение максимально эффективным:
- Как мне приспособить свою речь, чтобы лучше общаться с этим человеком?
- С помощью каких вопросов можно получить больше точных сведений?
- Что сейчас происходит с этим человеком?
- Что это значит? Какие факты нужны, чтобы подтвердить, что это правда?
Выявить пробелы в обмене информацией и точно их заполнить помогут простые, лишенные возможности допустить что-то свое, вопросы:
- Что вы имеете в виду под…? На кого или на что вы ссылаетесь?
- Можете ли вы привести мне пример этого? (когда человек говорит абстракциями)
- Что для вас такого важного в этом? (если человек приводит много примеров одного и того же)
- Интересно знать…
- Вы можете пояснить…
- Можете объяснить это как-то по-другому?
- Откуда вы будете знать, что это так? (увидите, услышите, почувствуете?)
- Что не дает вам сделать это? Что случится, если…
- Для подведения итогов: Вы именно это хотели сказать? Посмотрим, правильно ли я вас понял?
Даже если у вас мало времени и своих собственных ресурсов и сил на других людей, на своих детей, на друзей и коллег, эти вопросы и ключевые моменты всегда помогут вам побыть с другим человеком так, чтобы он получил внимание и поддержку, а вы удовлетворение от общения. Да еще и доверие и благодарность с его стороны.
Практикуйте, слушайте, вникайте и берегите друг друга!
Понравились вопросы?
Подпишитесь на наши обновления и получайте интересные материалы на почту!
Будьте спокойны, мы тоже не любим навязчивость. В любой момент вы сможете отписаться по ссылке из письма.
Комментарии