Как построить свое Я и прийти к аутентичности.

лекция Альфрида Ленглэ в МГУ

19 марта 2019 на факультете психологии МГУ состоялась открытая лекция Альфрида Ленглэ, знаменитого австрийского психотерапевта, доктора наук по психологии и медицине, который был учеником и коллегой Виктора Франкла, и создал теорию экзистенциальных фундаментальных мотиваций.

Лекционный зал бал переполнен, люди сидели на ступенях, стояли в проходах, не все желающие смогли уместиться в зале.

Альфрид Ленглэ поражает своим умением говорить просто об очень сложном и важном, о том, что затрагивает каждого человека. С удовольствием делимся конспектом его лекции. Наслаждайтесь!

Альфрид ЛенглэКак соотносится моё Я, которое я осознаю и моя Персональность, которая больше, чем это Я. Как я могу укрепить свою аутентичность?

Начнем с определения.

Что такое Я и Персональность?
Это тело? Чувства, влечения, пробуждения? Или что-то другое? Или все вместе?

Сложный вопрос! Если коснулись моего тела, то у меня есть ощущение, что коснулись меня. Например, когда в транспорте мне наступили на ногу. Это МНЕ наступили.

И чувства - мои. Мой гнев, моя радость, мой голод. Это у меня возникает такоечувство.

Но «Я» - это нечто большее.

Я это то, что находится на стыке 3х измерений:

  1. тело;
  2. ощущения и переживания личности или психика;
  3. измерение - подлинное Я, связанное с Персональностью.

Я имеет способность принимать решения. А это больше, чем тело и психика. Я - это центр, принимающий решения, которые ведут к действию.

И этот центр до известной степени свободен. Например, меня никто не принуждал приходить на лекцию, субъективно, я чувствую, что свободно принял это решение.

В этом Я есть и то, что мы называем Персональностью. Мы можем принимать в жизни не совсем свои решения. Например, друг говорит, сегодня я иду на лекцию, пойдём со мной. И тогда я иду за компанию. Меня вроде никто не принуждал. Это тоже мое свободное решение. Но если я всмотрюсь в себя, то могу заметить, что лучше бы я что-то другое в это время сделал.

Часто в жизни так бывает, что мы что-то делаем вполсердца. Мы это делаем свободно, но не совсем по-настоящему. Мы чувствуем, что нами манипулируют окружающие или обстоятельства. Ощущение такое что, принуждать вроде не принуждают, но я это делаю как бы нехотя.

Есть что-то, что может привести меня к отчуждению от самого себя.

И есть другой полюс - когда это истинно я на самом деле ощущаю, что так сделать будет хорошо. Если я ориентируюсь на этот компас, то тогда я по-настоящему Я.

А Я, которое приводит к решению вполсердца, может увести меня от настоящего Я. В ощущениях я чувствую, что что-то не то, но функционирую я замечательно, все меня уважают. И иногда я думаю: «Да, жизнь такова! Я же должен делать это для других. Все так поступают!»

Так можно жить годами, но не проживать жизнь полноценно.

Если я вас спрошу, что вы про это думаете в глубине себя, не теоретически, не психологически. А вот как в глубоком смысле к этому относитесь, что вы по этому поводу думаете - тогда активируется Персональность.

Вот на эту Персональность и посмотрим. Что есть Я? Как это можно описать? Как эти 3 измерения взаимодействуют.

Я - это наше самосознание и больше, чем самосознание - самопереживание.

Я - тело, психика, решение и воля.

Как возникает Я? Для его возникновения и укрепления необходимы 3 условия:

  • Внимание – Я нужно, чтобы его видели;
  • Справедливость – Я важно признание его вклада;
  • Уважение – Я важно увидеть сердцем.

Когда мы уделяем ребёнку внимание, мы его видим. Ребёнок хочет, чтоб его увидели. Когда мать кормит ребёнка грудью, то смотрит ему в глаза, и важно, чтобы был этот контакт глаз. Чтобы ребёнок мог развить свое Я, нужно молоко, тепло и встречающий его взгляд.

Чтобы наше Я могло развиваться, нужно достаточное количество людей, которые смотрят на нас.

Если у меня есть переживание, что меня не замечают, то я начинаю бороться за то, чтобы меня заметили. Начинаю одеваться, краситься, вести себя вызывающе и тп. И все вокруг чувствуют, что он хочет, чтобы все давали ему внимание. Если в детстве этого внимания был недостаток, то позже возникает потребность в компенсации.

Можно спросить себя, а как в моей жизни было? Кто меня действительно видел?

Мама, учитель, друг, партнёр.. А может и он не видит меня. И если я слышу такой вопрос, то обычно у человека возникают какие-то чувства по поводу этого вопроса. Одни чувствуют благодарность, другие - боль.
Боль возникает, если у меня есть чувство, что никто меня не видел.
Если «Я» не видят, то оно может быть ослаблено в процессе своего развития.

2. Важно, что другие признают моё своеобразие. Например, если я что-то сделал по дому, то важно признание этого моего вклада, а не моей сестры.

Это большая боль, если одни в семье постоянно получают внимание за свои дела, а я нет. И это тоже препятствует развитию Я.

В нашем окружении должны быть люди, которые проявляют к нам эмпатию. Понимают, как мы себя чувствуем, что нам важно, близки нам.То, что такие люди отражают мне свое понимание меня, и им кажется это важным - даёт мне ощущение, что то, что я переживаю, имеет ценность. Особенно это важно в детском возрасте.

Если люди меня видят, соблюдают мои границы и не стесняются приблизиться ко мне и почувствовать моё собственное переживание, то есть все основания для здорового развития Я.

Но нужен ещё 3й компонент. Самый трудный. Уважение. Знакомо ли мне уважение? От кого я принимаю уважение? Что означает, когда человека ценят и уважают, например, в психологии или в профессиональной жизни?

Уважение - это глубоко персональный акт. Другой человек говорит мне, как моё поведение персонально воздействовало на него. Например, человек говорит, скажу тебе от всего сердца, меня очень тронуло, как ты обращаешься с ребёнком в этой тяжёлой ситуации. Я почувствовал, что то, что ты делаешь - это очень важно. Не на основе абстрактных оценок, не на основе успеха, который ты в итоге достиг, а это важно лично для меня.

Это гораздо больше, чем формальная похвала.

Нам важно, чтобы был человек, который от сердца скажет о нашем поведении.

Важно иметь мужество общаться так открыто, от сердца, ведь это рискованно, для этого нужно открываться.

Уважение - это значит быть увиденным сердцем.

Когда какой-то человек на моей стороне, как личность. И поскольку это так личностно, то даже что-то критическое, что человек может сказать, мне легче принять и найти в нем конструктив.

Построить свое Я - это очень трудная задача. Этот процесс продолжается всю жизнь на основе этих 3х компонентов. Они укрепляют Я, помогают ему созревать.

Без других людей Я не может развиваться. Ни один человек не может породить себя. Ни один человек не может сам породить свое Я. Нужно перенять отношение к себе и потом воспроизвести его.

Как относились ко мне, так и я должен относиться к себе - и в этом трагедия. Я перенимаю этот способ отношения к себе, и потом сохраняю это отношение к себе по жизни.

И это абсолютно чётко видно в психотерапии.

Если в детстве я получил все 3 элемента, необходимые для развития Я, то я начинаю себя видеть, уважать и знакомиться с собой, и уважать свои границы, заботиться о себе, понимать, кто Я.

У людей с личностными расстройствами нет чёткого образа себя или он очень искажен и ограничен.

Если я уважаю себя, я не действую через свою голову. Конечно, если человеку 16, он должен пробовать свои границы. Сколько можно выпить, сколько – не спать и тп. Так подростки прощупывают границы на пути к формированию Я. И им нужна возможность это делать. Так как то, что я в юности не получил, я буду стремиться восполнить потом.

И я пытаюсь быть справедливым с собой. Я выступаю на своей стороне, борюсь за себя. И я оцениваю себя. Нравится ли мне, как я поступаю? Могу ли я себя уважать? За что я могу себя уважать или ценить?

Если я этого не знаю на собственном опыте, то у меня слабая самооценка.

Если же самооценка базируется на поверхностных вещах, то Я будет слабее.

Если у меня провисла справедливость по отношению к себе, то я не уверен в себе, и у меня может быть не развита совесть.

Итак, если мы можем:

  • видеть себя;
  • выступать на своей стороне;
  • и себя оценивать.

То наше Я развило нужные структуры, и мы можем правильно обращаться со всей внутренней и внешней информацией, которая у нас есть.

Чтобы с этим справиться ядолжен себя видеть, чувствовать, принять себя всерьёз и иметь дистанцию по отношению к себе - если это есть, то формируется воля, которая имеет твёрдость. И с этой волей я реализуют свободу действия.

Что такое воля? Воля это решение посвятить себя выбранной ценности и сделать нечто для неё. Я хочу этого, и я это делаю.

Воля - это когда я сам себе поставил требование что-то сделать. Воля проявляется только по отношению к себе, а не к другому – в противном случае это нарушение границ.

Воля это достижение Я.

А как же с Персональностью? Я нужно для повседневной жизни, а Персональность?

Сущность человека это его Персональность. Я - это центр принятия решения и действий, а Персональность проявляется на лице человека.

О взаимоотношениях Я и Персональности, и о том, как прийти к своей аутентичности – читайте в продолжении лекции Альфрида Ленглэ.

Понравился текст?
Подпишитесь на наши обновления и получайте интересные материалы на почту!
Не беспокойтесь, мы тоже не любим навязчивость. В любой момент вы сможете отписаться по ссылке из письма.

Записали: Наталья ДудыкинаМарина Захарова 


Комментарии

Ваш комментарий может стать первым.