Аргентинское танго - практика отношений с собой, другими и миром

Владимир Винников

Владимир Винников, учитель танго, vin-oven@yandex.ru. Фото Михаила Шабалина.

Перед каждым из нас рано или поздно встают вопросы не только о том, чего мы хотим от себя, от жизни, от партнера. Но и как достичь желаемого. Чаще всего мы задаемся этим вопросом тогда, когда что-то не ладится, что-то перестает устраивать, хочется большего, а то и кардинально другого.

Это заставляет нас двигаться, запускает внутренний поиск. Даже если мы пока не знаем, чего ищем. Мы начинаем пробовать, примерять на себя разные пути, направления, практики.

Однажды, дождливым летним вечером мы оказались в необычном танцклассе на последнем этаже старинного здания в самом центре Москвы. За окном шумел дождь, а мы рассуждали об аргентинском танго. Мы философствовали, танцевали и размышляли о том, что же происходит в танце? С нами, с нашими партнерами? И куда этот путь может привести каждого и пару… Если, конечно, вы решитесь этим путем пойти.

ХО: Володя, с чего началось твое танго? Как ты нашел для себя эту практику?

Это началось очень давно, в 1998 году. У меня тогда был свой бизнес. Мы работали с зарубежными поставщиками. И как раз подписали контракт на большую сумму в долларах. А, как вы помните, в этом году случился кризис. Курс резко скакнул. Получилось, что нам нужно было откуда-то взять в 5 раз больше денег, чтобы закрыть контракт. А взять было неоткуда, для всех время было непростое. И вот тогда знакомая позвала меня пойти с ней танцевать танго. Теперь она живет в Аргентине. Тогда я пошел просто, чтобы не сойти с ума, чтобы хотя бы на время занятий ни о чем не думать.

И, конечно, тогда аргентинское танго было своего рода экзотикой. Профессиональных тангеро-аргентинцев не было. Но мы занимались, пробовали, что-то получалось, что-то нет. Когда я начал заниматься, то ничего не понимал в том, что я делаю. Я старался использовать свои навыки из других сфер. Но это тоже было трудно. Основная сложность была в том, что нам объясняли, что нужно делать, нам показывали, но когда мы начинали что-то делать сами, то было совершенно не понятно, получается или нет. Телом я тогда еще в нужной степени не владел.

И на тех первых уроках танго телом не занимались, там разучивались связки, последовательности движений. И все. Это было чисто внешнее делание. Дело осложнялось тем, что тогда еще о танго было очень мало информации, не было методик обучения, не было ничего о том, КАК танцевать. Чтобы разобраться, я очень скоро начал преподавать. И мне приходилось до всего доходить самому.

А когда я поехал в Аргентину и учился у настоящих тангеро, оказалось, что то, что я создавал все это время в танго - не работает, и пришлось вновь начинать с нуля. Представляете, каково человеку, который уже преподает, учит других, вдруг осознать, что ему нужно заново осваивать простые движения. Это было сильнейшее переживание. И я вновь начал этот путь. От внешних движений к чувствованию себя и партнерши.

У меня тогда были такие же сложности, как у пар, которые ко мне приходят сейчас. Мне тоже было очень непросто позволить себе чувствовать другого человека и дать возможность партнерше почувствовать меня. Для этого пришлось преодолеть внутренний диссонанс. Поначалу меня очень заботило, как меня воспринимает партнерша, как она реагирует, как оценивает – это очень сильно мешало. Я был сосредоточен на себе и не мог по-настоящему почувствовать, что происходит между нами.

С течением времени я сам, а сейчас и те, с кем я занимаюсь, приходят к осознанию, что если проявляешь свою заинтересованность партнером искренне, как есть, без желания показать что-то, чем не являешься, это всегда воспринимается очень тепло и вызывает ответную открытость. Тогда все становится простым и естественным. Оценки перестают работать. Остается только партнер, партнерша и танец.

Но для этого необходимо также тренировать способность концентрировать свое внимание – это навык, которому мы посвящаем время на наших занятиях. Когда партнеры становятся способными продолжительное время удерживать все свое внимание друг на друге, они выходят на новый уровень близости и в танце, и в отношениях.

ХО: А что дает тебе такой личный опыт в танго?

То, что я сам прошел такой долгий путь в танго дает мне возможность предугадывать, с чем, скорее всего, столкнутся пары на занятиях. Я как будто все время нахожусь на полшага впереди на этом пути и помогаю им получить опыт, который позволит сделать следующий шаг во взаимодействии. Это крайне важно. Мне в свое время такого опыта очень не хватало. И в то же время каждый человек, каждая пара – это для меня возможность тоже продолжать учиться, делать новые шаги на этом пути.

И даже если приходят пары с большими сложностями, я верю в то, что и они смогут пройти этот путь, и у меня есть конкретные подтверждения тому, что это возможно, что положительный результат всегда есть.

Я занимаюсь и индивидуально, и с парами, и с группами почти каждый день. Хотя танго так и не стало моим основным видом деятельности. Я работаю совсем в другой области. Танго – это скорее мой способ получать удовольствие от взаимодействия с другими людьми, с собой и миром.

ХО: Володя, спасибо, что так много рассказал о себе. Это всегда особенно интересно! Можешь теперь немного рассказать о занятиях? Когда пара только приходит, можешь ли ты понять, какие между ними отношения? В согласии они живут или ругаются? И по каким признакам ты это понимаешь?

Пары приходят очень разные. Я не могу сказать, что я специально заостряю свое внимание на том, какие между ними отношения. Обычно я спрашиваю, чего бы им хотелось от занятий? Есть ли у них какая-то задача. Например, поставить свадебный танец. Или, у меня был такой опыт, жена хотела подарить танго мужу на юбилей.

А иногда люди приходят без четкой цели. Просто кому-то из партнеров, или им обоим, нравится танцевать, и они хотят научиться этому. И когда мы начинаем заниматься, я вижу, как они взаимодействуют. Не на словах, а в танце.

танго на улицеТанец дает очень много информации. Отношение партнеров друг к другу проявляется в мельчайших деталях. Этих деталей очень много. Каждая сама по себе может не иметь никакого значения. Но если подмечать эти незначительные детали, то они в результате складываются в достаточно четкую картину.

Например, очень много можно понять про пару, глядя на то, как они касаются друг друга в танце. Реакция на прикосновение, как правило, не осознается нами. Очень мало кто может сознательно управлять этой реакцией. И если в паре нет настоящей близости, то нет и желания подолгу соприкасаться телесно. Это нежелание сразу чувствуется, например, по тому, как «не кладутся» руки, как один из партнеров инстинктивно отстраняется от объятий. А если обратить внимание на то, какое у него в этот момент выражение лица, то все становится еще яснее.

Но не все так просто. По тому, как партнеры касаются друг друга, можно судить о «качестве» контакта между ними. Но не всегда отсутствие такого контакта говорит о «плохом» отношении к партнеру.

Бывает и наоборот. Когда кто-то в паре испытывает сильные чувства, страстную влюбленность, то эти чувства «ослепляют» его или ее. Наверное, каждому знакомо особое волнение и трепет, который охватывает, когда оказываешься в близком объятии с любимым или любимой.

Влюбленные заняты своими переживаниями настолько, что это мешает им по-настоящему увидеть своего партнера или партнершу, почувствовать сигналы, которые идут от него.

На занятиях возможно научиться отстраняться от своих переживаний, смотреть на себя в паре как бы со стороны, и только тогда, как это не парадоксально звучит, появляется возможность по-настоящему почувствовать другого человека.

В танце действительно можно понять и почувствовать истинное отношение к тебе твоего партнера. Если, конечно, у вас есть желание это узнать.

ХО: Это очень интересно. Выходит, танец позволяет проверить истинное отношение к тебе партнера. Такая проверка часто очень желательна и для мужчин, и для женщин, которые вроде бы давно в отношениях, но решительного шага не делают из-за недостаточной уверенности в любви партнера.

Да, танец сразу, очень мощно дает представление о том, как партнеры друг к другу относятся на самом деле.

ХО: Хорошо, предположим, что партнеры относятся друг к другу с любовью. Но мы по опыту знаем, что часто и в таких парах бывают проблемы. Могут ли они как-то отразиться в танго?

Да, танец показывает, какие «блоки», сложности, моменты напряжения присутствуют.

ХО: А что это за «блоки»? Ты сталкиваешься с ними в процессе занятий?

Блоки – это точки напряжения в теле человека. В процессе занятий хорошо видно, что и как в теле работает. Точки напряжения удерживают тело в определенном положении, дают информацию о том, что с человеком происходит. Например, по тому, как человек стоит, уже можно узнать некоторые его характеристики. Неуверенный человек и стоит осторожно, старается занимать меньше пространства. А наглого человека будто распирает от собственной важности.

Кстати, можно научиться входить в нужное эмоциональное состояние через соответствующее этому состоянию положение тела. Вот попробуйте встать прямо, распрямить плечи, можно упереть руки в бока, раскрыть грудь, почувствовать опору под ногами, поднять голову, смотреть прямо перед собой, широко улыбнуться – через несколько мгновений вы почувствуете прилив уверенности.

Индивидуальные привычные точки напряжения и расслабленности в теле многое говорят о человеке, и о паре.

ХО: Володя, можешь ли ты привести пример работы с парой, которая пришла к тебе на занятия танго, имея какую-то проблему. Что ты заметил в них, и как удалось преодолеть это?

танго на улицеУ меня была интересная пара. Они пришли с кучей своих индивидуальных особенностей, которые сформировались до встречи друг с другом. Каждый был по-своему интересен и успешен в своей профессии. И у каждого за плечами – специфический жизненный опыт. Это и трудности в школе, и спортивные неудачи, и сложные предыдущие отношения.

А тело несет в себе этот опыт, в виде напряжения, зажатости. Они стараются компенсировать эту зажатость, чтобы получалось движение, но в результате создают еще большее напряжение.

Рассказать им об этом невозможно. Да у нас и нет такой цели. Что же делать? Начинаю работать на занятии с каждым по отдельности.

Как? Человек привыкает к своему напряжению, не замечает его, поэтому просить его расслабиться бессмысленно. Я начинаю физически распрямлять ему плечи, менять его привычное положение тела. Это понятнее. Но все не так просто. В какой-то момент я понимаю, что человек просто не может удержать новое положение тела, и это имеет психологическую причину. Мешает напряжение, которое накоплено в теле и поддерживается убеждениями о себе и о мире.

И тогда я начинаю работать с тем местом в теле, в котором накоплено напряжение. Предлагаю разные упражнения, иногда непростые физически, например, танцевать с гантелями в вытянутых руках, или так, чтобы партнерша не касалась ногами пола. Для каждого человека упражнения - свои. И в результате человек в какой-то момент выдыхает, распрямляется, и, исходя из нового положения тела, начинает себя по-другому чувствовать. Приобретает новую осанку. Так произошло и с ними. Они стали получать гораздо больше удовольствия от взаимодействия друг с другом

ХО: Такова важность правильной осанки?

Да, особенно это касается наших дам. Когда дама в один прекрасный момент ощущает свою царственную осанку, она чувствует себя совершенно не так, как привыкла в обычной жизни. Многих это ощущение очаровывает. И они стараются воспроизводить его в своей жизни за пределами занятий.

И это очень влияет на отношения. Когда дамы «в осанке», они чувствуют себя более уверенными, и начинают по-другому относиться к партнеру, а партнеры - к ним.

ХО: Как – по-другому? Что меняется в их отношении?

По-разному, ключевое слово – «меняется», важно именно это, а не что конкретно, потому что в каждом отдельном случае это что-то особенное.

ХО: Приведи какой-нибудь пример, пожалуйста.

Например, кардинально меняются объятия. А качество объятий - показатель того, что между людьми происходит. Часто людям сложно получать настоящее удовольствие от близости, потому что они не могут качественно обниматься. У них есть какое-то странное ощущение при касании. Вроде относятся друг к другу хорошо, а вот прикоснуться по-настоящему боятся.

На занятиях мы очень много внимания уделяем объятию. Это важно. Никто не учит нас правильно обниматься. Мы и не замечаем, как мы обнимаемся. На занятиях есть возможность осознать, как ты обнимаешь, и как реагируешь на объятия. Партнеры, например, осознают, что их прикосновение друг другу приятно. Перестают зажиматься, отстраняться в момент объятия, руки становятся мягкими, чувствующими. Появляется возможность раскрыться навстречу другому человеку, обмениваться теплыми чувствами друг к другу через объятия, отдавать и принимать.

Очевидно, что если у людей есть проблемы с взаимодействием, то будут и проблемы с объятиями. Такие пары привыкли держать свои границы очень жестко. И любое прикосновение, любая попытка установить телесный контакт, будто ударяется в твердую стену. А когда они начинают заниматься танго, уделять специальное внимание объятию, их «граница» становится более мягкой, упругой, они начинают позволять до себя дотронуться. И сами пробуют по-новому притронуться к партнеру.

танго под дождем

Они практически заново учатся прикасаться. Заново начинают ощущать. Очень хороший способ этого достичь – взаимодействовать с другим человеком вслепую, с закрытыми глазами, ощупывать, нащупывать другого человека. Мы это практикуем на наших занятиях танцами. Это очень полезно. Дает новый опыт контакта с собой. Когда нет иных способов восприятия другого человека, то поневоле начинаешь прислушиваться к своим ощущениям. А это в свою очередь, дает тебе новое восприятие партнера, и мира в целом.

ХО: А что помогает им получить новый опыт, новое восприятие на ваших занятиях?

На занятиях есть безопасное пространство и взаимное доверие. Это дает возможность ловить новые ощущения, работать с ними, иногда проходить через несогласие, неприятие, через сложные сильные чувства. Иногда через них не хочется проходить, а я проявляю настойчивость. И, доверяя мне, человек проходит через это. А потом всегда есть ощущение, что изменения благодатны.

Отрицательных изменений в моей практике не было, но «по дороге» к ним болезненные ощущения были.

ХО: Интересно, что это за ощущения? Почему они появляются?

Болезненные ощущения, о которых я говорил, всегда связаны с глубокими убеждениями человека. Есть люди, которые очень жестко держатся за свои представления. Когда ты подходишь к этим представлениям, воплощенным в физическом положении тела, встречаешь яростный отпор. Тебя не принимают. Тебя отталкивают. Неприятие может быть даже агрессивным.

ХО: И как ты справляешься с этим?

Мы находим с каждым свой способ взаимодействия. В этом смысле моя работа похожа на работу остеопата. Я видел хороших остеопатов – мастеров своего дела. Они работают с тобой не как с телом, которое просто берут и что-то с ним делают. А они создают с тобой особый телесный контакт, который тоже похож на танец. Когда их тело через руки взаимодействует с твоим телом, они тебя этим расслабляют, распрямляют, обновляют. Это очень глубокий контакт. Когда остеопат так делает, он чувствует, может человек в этом месте распрямиться или нет, и если нет то, что нужно сделать, чтобы это стало возможным. Может быть, чтобы расслабились плечи, нужно воздействовать на них не напрямую, а, например, сперва расслабить, разгрузить поясницу, и тогда плечи сами собой расправятся. Но это длительный процесс – требуется очень высокое мастерство.

И я пытаюсь делать аналогично, выстраивая взаимодействие. Но я осознаю, что моего мастерства может не хватать, чтобы установить такой контакт с другим человеком. Иногда меня отталкивают, иногда я сам не готов принять другого. За те 20 лет, что я занимаюсь танго, и такое бывало. Но работать я всегда хочу именно так.

ХО: А есть пример, как работа с осанкой и/или объятием повлияли на отношения за пределами танцзала?

Самый яркий пример – две пары у меня были, и те, и другие уже долго были в отношениях. С объятиями у них были большие трудности. И после того, как они у меня позанимались, качество объятий, контакта стало другим, появилось больше наслаждения друг другом. И это дало ощутимый результат – и те, и другие родили прекрасных детишек.

ХО: Но как же все-таки ты это делаешь? Ведь ты мало объясняешь словами, включаешь музыку, что-то показываешь…как это происходит?

танго на улицеМой способ - непосредственная передача опыта. Информации о физиологии, психологии, анатомии тела сейчас очень много. Переведены труды восточных и западных мудрецов. Многие читали, и считают, что разбираются в теории взаимодействия мужчины и женщины.

Многое из того, что я говорю на занятиях, люди понимают на рациональном уровне и думают, что они знают это. При этом оказывается, что просто знания недостаточно. Важно знать, КАК применить эти знания.

Моя задача дать людям возможность на занятиях получить свой опыт, на практике ощутить, что значит чувствовать себя и другого человека. Как оставаться во взаимодействии и при этом сохранять свою уникальность. Как это зависит от положения тела. Что значит, например, по-настоящему, стоять на ногах.

Конечно, это возможно только тогда, когда человек постепенно открывается новому пониманию себя и особенностей взаимодействия, которое дает только опытное переживание. Помните, я говорил, что люди крепко держатся за свои представления о том, что правильно, что неправильно, что прилично, что неприлично и тп. А на занятиях каждый в какой-то момент решается сделать шаг в неизведанное, отбросить старые рамки, расширить свой опыт, получить новые ответы на вопрос: «Как?» И этот опыт меняет их отношение к себе, к партнеру, к жизни в целом.

ХО: Значит на занятиях ты работаешь именно с парой вместе? Или по отдельности, или… как?

На первых порах важно сочетать работу и с каждым партнером индивидуально, и с парой в целом. Если поставить пару работать только друг с другом надолго, они могут усугубить сложности друг друга. Могут начаться конфликты и непонимание. А если один превосходит другого по уровню подготовки – это тоже внесет дисбаланс в отношения.

Я стараюсь сделать так, чтобы они вышли на близкий уровень внимательности и осознанности по отношению к себе и друг к другу.

Индивидуальные занятия важны еще и для того, чтобы каждый получил опорные точки «правильности». Как правильно стоять, правильно касаться друг друга, правильно двигаться. Я даю обратную связь об этом каждому. А потом этот новый опыт они уже включают в работу друг с другом в паре.

ХО: Но тогда, вероятно, если есть сложности в отношениях, то к тебе может прийти заниматься кто-то один, и то, что будет происходить, будет влиять на отношения в паре?

Да, изменения будут, но они могут происходить очень медленно. Конечно, лучше понаблюдать за обоими партнерами для того, чтобы быстрее понять какой вклад каждый собой вносит во взаимодействие друг с другом. А потом можно работать и с кем-то одним. Когда мы меняем один элемент системы, меняется и вся система.

ХО: Конечно, многое хотелось бы еще уточнить, о многом спросить, но в дверь тихонько постучали, и на пороге появилась смущенно улыбающаяся девушка. У них с партнером как раз должно было начаться первое занятие. Зазвучала музыка, и они отправились в путешествие в аргентинское танго. А мы – рассказать вам об этом удивительном танце отношений.

Приятного чтения и берегите друг друга!

танго на улице

Понравилась история?
Подпишитесь на наши обновления и получайте интересные материалы на почту!
Не беспокойтесь, мы тоже не любим навязчивость. В любой момент вы сможете отписаться по ссылке из письма.

 


Комментарии

Ваш комментарий может стать первым.